Среда
26.06.2019
11:54
Категории раздела
Мои статьи [6]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МКОУ Соколовская СОШ
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Разработка урока биологии. Человеческие расы, их родство и происхождение.
    Разработка урока биологии.
    НИКИШИНА Любовь Васильевна, учитель биологии
    МКОУ СОКОЛОВСКАЯ СОШ
    Зонального района
    Класс: 9
    Тема. Человеческие расы, их родство и происхождение.
    Цель урока: раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причин их возникновения.
    Задачи урока:
    познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.;
    коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;
    воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.
    Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.
    Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация для урока, демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах, калькулятор, географическая карта «Природные зоны».
    Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, рассизм.
    Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.


    ХОД УРОКА
    Этапы урока Деятельность учителя Предполагаемая деятельность учеников Примечания
    I этап. Мотивационно-целевой.
    Организационный момент
    СУ – ситуация установки
    Приветствие:
    «Здравствуйте, ребята!
    Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением». Приветствуют учителя Здоровьесберегающий фактор.
    Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.
    Рефлексия
    СВк. – ситуация включения
    Раздает заранее приготовленные листки бумаги.
    «Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале». Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи Привлечение внимания учащихся.
    Самооценка своего состояния
    Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности

    СОЛУ – ситуация оптимальности личностного участия

    - Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)
    - Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)
    - А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.
    - У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)
    - Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)
    Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.
    - В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)
    - Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?
    - А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750).
    - Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.
    - Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».) На доске появляется тема проекта. Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.
    Формирование интереса к проблеме.
    Проговаривание гипотезы, плана проекта, основополагающего, проблемных и учебных вопросов.
    - Сегодня мы подошли к седьмому этапу нашего проекта «Человеческие расы, их родство и происхождение».
    Записывают тему урока. Выявление субъективного опыта учащихся, показать его недостаточность для познания нового материала.
    Выход на постановку субъективных целей - Задайте вопросы по теме урока, на которые мы должны ответить в конце.
    Формулируют вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют Реализация принципа вариативности.
    Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.
    Выход на цель урока
    СДИ – ситуация делегированной инициативы
    - Следовательно задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас. Участвуют в определении общей цели урока.
    II этап. Организационно- деятельностный.
    Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний
    СУ, СП, СВк., СКС, СОЛУ, СОРУ, Сус., СДИ, СВИ Организует деятельность в парах:
    Вопросы для групп.
    1 вариант.
    Что такое раса?
    (Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)
    2 вариант.
    Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.
    3 вариант
    Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение. Работа в парах с текстом учебника, словарями. Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.
    Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия СОРУ- ситуация оптимальности ролевого участия

    Организует обсуждение внутри группы.
    На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп. Обсуждают, оформляют результат работы. Развитие умения работать в группе.
    Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков
    СУ, СП, СКС, СДИ, СВИ, СУс., СВк. Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.
    Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)
    Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)
    Давайте обобщим полученные знания.
    Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)
    Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.) Участвуют в обсуждении, составлении схем. Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта
    Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний
    СУ, СП, СВк., СКС, СОЛУ, СОРУ, Сус., СДИ, СВИ Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях:
    - они испытывали на себе разное влияние солнечного света, влажности воздуха, температуры окружающей среды, пищи и т.д.
    Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.
    1. Дайте характеристику природным условиям:
    1 гр. пустыня
    2 гр. степь или тундра
    3 гр. леса умеренного климата
    2. Какие, по вашему мнению, морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях?
    3. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет. Работа в парах с текстом учебника, словарями, ресурсами Internet. Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.
    Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия
    СКС – ситуация критической самооценки

    Организует обсуждение внутри группы.
    Обсуждают, оформляют результат работы. Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.
    Оценка качества работы в группе
    СУ, СП, СКС, СДИ, СВИ, СУс., СВк. Организует обсуждение внутри группы.
    На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп. Обсуждают, оформляют результат работы. Развитие умения работать в группе.
    III этап. Рефлексивно-оценочный.
    Рефлексия деятельности
    Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?
    - Каковы причины возникновения рас?
    - Каковы биологические особенности рас?
    - Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас.
    Итак, можно сделать вывод: Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.
    Проводят рефлексию своей деятельности Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?
    - Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».
    Раса и нация два разных понятия.
    В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.
    Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.
    Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.
    - Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)
    - Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.
    - Имеют ли право на существование термины: «высшая раса» и «низшая раса»?
    Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют. Участвуют в обсуждении Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.
    Рефлексия своего личного участия в работе
    СКС – ситуация критической самооценки
    СУс. – ситуация успеха
    СОЛУ – ситуация оптимальности личностного участия Оцените свое самочувствие, свою работу по 10-тибальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение. Выставляют оценку в своём листе. Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока)

    Домашнее задание
    СУ, СП, СУс., СВк., СВИ
    СВн. – ситуация внушения Подобрать информацию
    «Человек как житель биосферы»
    и о происхождении человека. Приготовить презентацию. Записывают домашнее задание. Возможность выбора исследовательского или творческого задания.

    Ресурсы Internet:
    1. http://images.yandex.ru
    2. http://www.ecosystema.ru
    3. http://search.icq.com
    4. http://bufodo.apus.ru/index2.html
    5. htm://www.nerungri.edu.ru
    6. http://bio.1september.ru
    Литература:
    1. Журнал «Биология» (приложение к газ. «Первое сентября»), № 42, 2004 год
    2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.
    3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий,, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000, 2001.
    4. Мифы наpодов миpа — М.: Советская энциклопедия. 1992 — Т. 1. — 671 с.
    5. Н.Н.Воронцов ,А.Н.Сухорукова «Эволюция органического мира».М.П.1991г.
    6. А.Н.Мельниченко «Происхождение и развитие человека».М.П.1988г.
    7. Ю.И.Семёнов «Как возникло человечество».М. «Наука»1986г.
    8. Э.А.Киселёва «Книга для чтения по дарвинизму».М.П.1980г.
    9. Журналы «Биология в школе».
    10. Гришин А.В. мотивационное управление как теоретическая основа школы. Москва – Барнаул 1992 .
    11. Шалаев И.К. Мотивационное программно – целевое управление: теория, технология, практика. г. Барнаул 2001.

    СУ направляет учителя на целевую и технологическую информацию для учащихся.
    СП - на организацию активной поисковой деятельности учащихся, целенаправленное восприятие учебного материала, творческую интерпретацию общих правил, положений, теорий, учебных механизмов.
    СВк требует от учителя такой организации деятельности учащихся, которая обеспечивает включение всех в процесс восприятия и деятельности.
    СКС, создаваемая учителем опосредованно, заставляет учащихся критически оценивать свои возможности, пробуждая детей к познавательной деятельности.
    СУс побуждает учащихся к действиям, порождает их психологическую комфортность, удовлетворенность учебной деятельностью.
    СОЛУ определяет оптимальное соотношение деятельности учителя и коллектива учащихся.
    СОРУ позволяет распределить ролевое участие педагога и учеников для эффективной деятельности и максимального участия в ней учащихся.
    СДИ создается учителем в случае затруднений учащихся в учебной деятельности и провоцирует учащихся на достижение успеха.
    СВИ, которая ведет их к самостоятельному добыванию знаний, умений, навыков, способствует воспитанию творческих задатков и способностей.
    СВн действует на протяжении всего урока, опосредованно воспитывая учащихся, качественно совершенствуя их в соответствии с целями, поставленными учителем по достижению нормы-образца”.
    Категория: Мои статьи | Добавил: nikishina-lyubov (11.02.2015) | Автор: Никишина Любовь Васильевна E
    Просмотров: 760 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]